В проповедническом служении мы часто зачитываем Мат. 28:19,20 чтобы показать причину, по которой мы проповедуем всем людям. Последние слова Христа мы обычно опускаем. Однако именно в них содержится важнейшая информация для тех, кто выполняет поручение Господа. Читая эти стихи, мы понимаем, что апостолы не могли дожить до времени конца, а значит, заверение Христа относится на все времена и поколения христиан. Обещание Иисуса заверяет нас в том, что на протяжении всех веков и вплоть до нашего времени, всегда были люди, исполняющие заповедь Христа и получающие его поддержку. Получается, что на протяжении всех веков существовали истинные христиане, проповедующие благую весть. У нас принято думать, что кроме нас, СИ, никто кроме апостолов не проповедовал и только брат Рассел со своими друзьями начал это велико дело, которое в последствии продолжили ИБ и после СИ. В публикациях Общества затрагивается эта тема. В них говорится о том, что на протяжении веков существовали разные религиозные группы, искренне ищущие истину благой вести, отдельные исследователи и переводчики Библии. Конечно, их убеждения и учения отличались. Интересно то, что все эти люди не были СИ в том смысле, что не исповедовали тот набор учений, который и делает верующего человека членом ОСИ. Если бы сейчас эти христиане оказались в наших собраниях они бы не могли считать нашими «братьями». Самое парадоксальное то, что именно этих людей Христос считал своими, потому что они выполняли его заповедь и были праведными христианами. А теперь давайте представим, что некоторые из них существуют до сих пор. Неужели Христос откажется от них, только потому, что они не члены нашей Организации? Все этим мысли наводят на то, что нам не следует говорить о своей избранности и исключительности. Вместо этого смиренным христианам следует подвизаться, чтобы в итоге оказаться «пшеницей», а не «плевелами».
Вообще, говоря, о других христианских направлениях, в публикациях Общества, как правило, рисуется мрачная картина христианского мира. Обычно все христианские деноминации огульно обобщаются наименованием «номинальное христианство». Однако такой подход заранее предвзят, потому что не учитывает конкретных фактов и реальных исследований, например, более маленьких христианских групп даже среди унитариев. Говоря откровенно, отрицание проявления настоящей любви среди других христиан - это такой же миф, как то, что СИ агенты ЦРУ. Говорить о том, что кроме СИ все христианские направления запятнали себя кровью и политикой - значит искажать исторические факты. Взять хотя бы историю России. Разве кроме СИ советская власть не репрессировала так же баптистов, евангелистов и адвентистов за нежелание идти на компромисс? Разве не были расстреляны тысячи священников Православной Церкви? Разве все католические священники и протестантские пасторы чествовали Гитлера? Утверждать, что кроме нас СИ никто не проповедует, опять же, значит выдавать желаемое за действительное. Да, возможно, большинство не используют методы СИ, но это не означает, что они не проповедуют другим образом, используя иные средства. Каким же образом появились переводы Библии на языки народов мира? Разве миссионеры СИ были первыми, кто пришел с «благой вестью» к жителям Африки и Азии? Например, одним из основных видов деятельности «Евреев за Иисуса» является так называемый «уличный евангелизм» - проповедь Евангелия посредством раздачи трактатов и личного общения с людьми на выходах из метро, на улицах, рынках и других местах массового скопления людей. Или не видим мы на улицах мормонов, ходящих по двое? Их ежегодный прирост за границами США составляет 500 000 адептов!
Полагать, что кроме нас СИ, никто не чтит имя Бога, значит не совсем верно понимать смысл его «имени». Здесь происходит подмена понятий: мы слишком упрощаем понятие освещения имени Бога тем, что отождествляем вербализацию имени Бога Иегова в лексике с пониманием сути его личности. Произношение Имени ЙХВХ это всего лишь одна сторона этого момента, и быть может не принципиальная. Однако под именем Бога в Писании подразумевается нечто большее, чем простое употребление тетраграмматона в определенной языковой традиции. Например, Христос сказал: «Я открыл твоё имя людям, которых ты дал мне из мира» (Ин. 17:6). Как следует понимать эти слова? Иудеи в I веке прекрасно знали о существовании священного Имени. Стих 26 расставляет все на свои места: «Я открыл им твоё имя и ещё открою». Ясно, что речь не может идти о том, что Христос однажды сказав ученикам, как произносится имя Бога, повторит это еще раз в будущем. Он говорил о личности Отца и его качествах. Именно в этом смысле понятие ИМЕНИ часто употребляется в Писании (Экл. 7:1, Пр. 22:1). Один библеист метко подметил:
“Имя, здесь, включает в себя все атрибуты или характер Бога. Иисус показал его характер, его закон, его волю, его замысел и милость. Другими словами, он открыл им Бога. Понятие «имени» часто обозначает саму личность.”-Notes, Explanatory and Practical, on the Gospels by Albert Barnes (1846).
Действительно, можно знать, что Бога зовут Иегова, но не знать его как Личность. Тысячи людей благодаря Свидетелям узнали, что Бога зовут Иегова, но они не знают его как личность. В действительности, многие христиане, как среди протестантов, так и среди православных знают, что Бога зовут Иегова или Яхве. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что употреблять Имя Бога Иегова неправильно. Однако и ставить вопрос ребром о произношении Имени тоже неверно. Всемогущий Бог допустил, чтобы произношение его имени было утеряно. Все текстологические данные позволяют заключить, что греческие подлинники НЗ скорее всего не содержали тетраграмматон. Теория заговора против Имени Бога в НЗ оказалась несостоятельной. Единственное место НЗ, в котором появляется краткая форма Имени «Йаг», это Отк. 19:1,3,4,6. Однако краткая форма Имени представлена там, в виде «аллилуйи» - греческой транслитерации еврейского выражения «восхваляйте Иаг». Этот гебраизм, подобно как и слово «аминь», не переведен автором, а просто транслитерирован в текст также как и в Псалмах Септуагинты. Логично предположить, что если бы первые христиане хотели выделить Имя Бога, то в тексте Откровения вместо транслитерированного славословия «аллилуйя», использовался бы перевод этого гебраизма в виде выражения «восхваляйте Йаг», как в ПНМ. Учитывая все это можно сказать, что вряд ли Господь автоматически отринет тех христиан, которые не используют имя Иегова, как СИ.
Известно, что во времена Христа уже долгое время существовала традиция,запрещающая произносить имя ЙХВХ вслух.
В I веке н.э. большинство иудеев уже не знало, как точно произносится священное Имя. Если бы Иисус или апостолы намеренно употребляли это Имя, реакция была бы незамедлительной. Однако ни Евангелия, ни книга Деяний не говорят о том, что иудеи выдвигали подобное обвинение. Нет смонений в том, что если бы эта традиция была настолько кощунственной по отношению к Творцу, Христос обязательно бы об этом сказал, а апостолы, без всяких сомнений, использовали это Имя в своих посланиях, восстановив таким образом вековую несправедливость.
Хотя Бог допустил чтобы произношение его Имени было утеряно, по его великой мудрости это свято Имя сохранило свое священное положение. Каким образом? В Деяния 4:12 мы читаем:"И ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись". И в Филиппийцам 2:9–11: "Поэтому Бог ещё больше возвысил его и даровал ему имя, которое выше всякого имени, чтобы перед именем Иисуса преклонили колени все, кто на небе, и все, кто на земле, и все, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога, Отца". Да, Писание однозначно говорит о том, что именно имя Иисуса даровано людям для спасения. Имя Иисус означает "ЙХВХ - спасение". Всемогущий Бог вложил свое Имя ЙХВХ в имя Христа, Иисус. Таким образом, можно сказать, что Имя Бога не утеряно, так как оно в Имени Иисуса. Теперь имя Бога существует в другой форме! Это объясняет и то, почему многие ветхозаветные тексты Библии, которые ранее (до прихода Иисуса) относились к Иегове, теперь относятся ко Христу.
Довольно позднее появление ИБ и СИ, как правило, объясняется нами исполнением пророчества о возвышении «горы дома Иеговы», которое должно произойти лишь в «последние дни» (Ис. 2:2-4). Считается, что «гора» - это истинное поклонение, к которому стекаются люди из всех народов. Так как СИ считают, что «последние дни» начались в 1914 году, значит, это пророчество стало исполняться в наше время. Однако при таком понимании периода «последних дней» возникает одно несоответствие. Ближайший контекст (стих 1) показывает, что речь в пророчестве идет о событиях, которые будут связаны с буквальным Иерусалимом и Иудеей. Мы читаем:
«Слово о том, что видел Исаия, сын Амосов, касательно Иудеи и Иерусалима. - И будет в последние дни, гора дома Иеговы будет поставлена во главу гор … Ибо с Сиона произойдет закон, и слово Иеговы из Иерусалима» (Ис. 2:1,3 ПАМ)
ПО всему видно, что это пророчество не могло начать исполняться лишь с 1914 года. В противном случае, какое отношение к возвышению «горы дома Иеговы», которое происходит сегодня, имеют буквальные Иерусалим и Иудея? Как же в таком случае понимать выражение «и будет в последние дни», если они не относятся к 1914 году? В книге Деяний мы читаем о том, как апостол Петр применил к событиям, имевшим место в день Пятидесятницы, похожее ветхозаветное пророчество из книги Иоиля о «последних днях»:
«Но это то, о чём было сказано через пророка Иоиля: „В последние дни,- говорит Бог,- я изолью от своего духа на всякую плоть, и ваши сыновья и дочери будут пророчествовать, ваши юноши будут видеть видения, и вашим старикам будут сниться сны» (Деян. 2:16-17).
Логично предположить, что пророчество из Ис. 2:2-4 так же начало исполняться в I веке. В действительности «слово Иеговы», или истина благой вести о Христе, вышла и распространилась по всему языческому миру именно «из Иерусалима» (Деян. 1:8). После вознесения Иисуса люди из всех народов стали приходить к истинному поклонению через Христа и узнавать о Иегове и его путях (см. Деян. 2:5, Кол 1:6, 23). В противном случае выходит, что до 1914 года в знаменательное апостольское время гора истинного поклонения, если и была, то не возвышалась над другими. Не абсурдно ли это?
Слова Юстина Мученика (ок. 100 - ок. 165) показывают, что древние христиане относили исполнение пророчества Исаии к I веку:
"А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: "от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима, и Он будет судить посреди народов и изобличит много людей, и раскуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, и не подымет народ на народ меча, и не будут уметь уже воевать" (Ис. 11.3,4). Что это так было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, во, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем." (Апология первая, 39)
Но почему выражение «последние дни» применяется к I веку?
В «Толковой Библии Лопухина» объясняется:
«Так как вся история еврейского народа, по учению пророков, вела к Мессии и Его царству, то последними днями или концом времен у Исаии, как и других пророков (ср. Дан 10:14), названа эпоха Мессии, без разграничения входящих в нее моментов»
Древние евреи верили в то, что Мессия придет в "конце времен", переломный момент всей человеческой истории, за которым последует установление земного Царства Мессии. Однако евреи не могли знать точно, сколько времени пройдет с момента пришествия Мессии до установления его Царства на земле. Поэтому весь этот период, без разграничения по этапам, и назывался "концом времен" или «последними днями» по LXX.
Пришествие Мессии ознаменовало начало эпохи его духовного правления и конец времен подзаконного служения, поэтому апостол Петр написал:
«Да, о нём было известно ещё до основания мира, но явлен он был в конце времён ради вас» (1 Пет. 1:20, ср. Евр. 1:2, 1, Евр. 9:26, 1 Кор. 10:11)
Свидетели Иеговы
феномен, секта или
Божья организация?
Парадокс исключительности