«Спасибо тебе Иегова за верного и благоразумного раба, который дает нам пищу во время!», - такими словами часто заканчиваются молитвы, произносимые на встречах собрания. Мы являемся единственной христианской деноминацией, уделяющей такое большое внимание притче о верном управляющем. В действительности, учение о верном рабе можно назвать одним из ключевых учений нашего Общества. Отрицание класса верного раба может стать причиной исключения из собрания или недопущения интересующегося до крещения. Согласно притче Христа верный раб-управляющий, кем бы он ни был, будь то группой или административным органом, является слугой, который не замещает своего господина, а всего лишь раздает пищу в положенное время всем домашним согласно предписаниям хозяина.  После прихода господина в случае добросовестной работы он мог ожидать, что господин назначит его над всем имением и даст ему больше власти.

В публикациях Общества объясняется, что назначение верного раба над всем имуществом Господина произошло в 1919 году, когда после проверки Христос признал группу ИБ пригодной для такой важной задачи. Эти события имели место после невидимого возвращения Христа в 1914 году в царской власти. Такова наша официальная позиция.

*** w93 1.5. с. 21 абз. 25 Расширенная деятельность во время присутствия Христа ***
«… класс раба был поставлен над всем имением Господина - над его интересами Царства на земле,- и это имение продолжает увеличиваться. … Сегодня класс раба больше, чем когда-либо прежде, работает над своими порученными Богом заданиями»

*** w88 1.1. с. 15 абз. 10 Активное руководство Христа сегодня ***
Все эти помазанные духом надзиратели в правой руке Христа являются частью коллективного «раба», поставленного Им „над всем Его имением“. Поскольку Господину раба с 1914 года Самому поручена бо?льшая ответственность, то, следовательно, „все Его имение“ включает много больше для раба, чем в прошлом. Члены остатка как «посланники от имени Христова» являются теперь посланниками правящего Царя, Властителя установленного Царства (2 Коринфянам 5:20). Им передана ответственность за все духовное, что принадлежит Господу на земле.

Однако здесь возникает еще один парадокс. Получается, что группа Исследователей Библии во главе с Дж. Рутерфордом, получила от Господа Христа власть, превосходящую положение и авторитет апостолов, которые на момент I века еще не были поставлены «над всем имуществом» господина, а лишь раздавали «пищу вовремя». Выходит, что Господин доверил «все свое имение» группе христиан, откровенно скажем, харизматической направленности, а не апостолам, получавшим откровения и имевшим дары Духа? Мог ли Христос доверить группе людей в ХХ веке нечто большее, чем знаменитое «всё, что вы свяжете на земле, будет тем, что связано на небе, и всё, что вы развяжете на земле, будет тем, что развязано на небе» (Мат. 18:18)? Можно ли вообще сравнивать помазанников последних дней и святых апостолов с этой точки зрения?

К таким странным выводам мы приходим, продолжая мысль о назначении верного раба над всем имением в 1919 году. Апостолы, в отличие от Рассела и Рутерфорда не распространяли ложные пророчества и не изменяли своих учений. К сожалению, эти явления продолжали иметь место в жизни Организации и после 1919 года. Примечательно и то, что многое из убеждений ИБ в тот период, сейчас считаются отступническими. Литература, которую издавали в те годы ИБ, давным-давно предана забвению как непригодная для чтения.

Так же странным представляется заявление о том, что с 1914 года Христу поручена бо?льшая ответственность, чем в I веке. Однако согласно словам самого Иисуса ему была дарована исчерпывающая полнота власти после его воскресения: «Мне дана вся власть на небе и на земле» (Мат. 28:18). Мог ли Иисус получить в 1914 году нечто большее, чем «всю власть на небе и на земле»? К тому же Писание говорит, что  «Иисус, навеки стал первосвященником по образу Мелхиседе?ка» (Евр. 6:20). А Мелхиседе?к был как мы знаем, не только священником, но и царем (Евр. 7:1,2). Следовательно, Христос в I веке стал не только Первосвященником, но и Царем Небесного Царства и Главой над всем (см. Эф. 1:22). Причем власть его простиралась дальше собрания:

"И тому, кто побеждает и поступает в согласии с моими делами до конца, я дам власть над народами - такую же власть, какую я получил от моего Отца,- и он будет пасти их железным жезлом, так что они разобьются, как глиняные сосуды" (Откровение 2:26-27)

Общество учит, что слова из Пс. 110:1-2 исполнились в 1914 году:

«Вот слово Иеговы к моему Господу: «Сиди по правую руку от меня, Пока я не положу твоих врагов тебе под ноги».  Жезл твоей силы пошлёт Иегова с Сио?на, говоря: «Господствуй среди своих врагов».

Слова «сиди по правую руку» понимаются как период ожидания воцарения Христа в 1914 году. Однако сравните это пророчество со словами апостола Павла из 1 Коринфянам 15:25-27:

«Он должен царствовать, пока Бог не положит под ноги его всех врагов. Последний враг, с которым будет покончено,- смерть. Бог «всё покорил под ноги его»…»

Эти стихи ясно показывают, что «сидеть по правую руку» Иеговы и означает «царствовать». Именно тогда Христос был помазан на небесной горе Сион (Пс. 2:6), поэтому призыв «Поцелуйте Сына!» (Пс. 2:12) зазвучал гораздо раньше 1914 года.

Верность «раба» может быть проверена господином только по факту его явления. Апостол Павел ясно понимал это:

«Пусть люди рассматривают нас как подчинённых Христу и управляющих священными тайнами Бога. А при этом от управляющих ожидается, чтобы они оказались верными. Для меня же не столь важно, что меня будете судить вы или какой-нибудь человеческий суд. Я и сам не сужу о себе. Я ничего не знаю за собой. Но это не делает меня праведным, а кто судит меня, так это Иегова. Потому ни о чём не судите прежде времени, пока не придёт Господь, который выведет на свет скрытое во тьме и откроет намерения сердец,- и тогда каждому будет похвала от Бога. (1 Кор. 4:1-5)

Только видимый приход Господа, который обнажит всё и вся, покажет, кто действительно окажется «верным и благоразумным управляющим», а потому прежде никому не следует ничего утверждать о своей избранности. И это логично, потому что сегодня никто не может доказать, что он наделен подобной властью от Христа (Деян. 1:8, 2:3,4, Евр. 2:4).
 

Учитывая слова апостола Петра о награде для верных пастырей-управляющих, можно сказать, что назначение раба над всем имуществом подразумевает «славный венец», который они получат по приходу Господа, а не особая теократическая и административная власть над христианским собранием:

«Я, старейшина и свидетель страданий Христа, разделяющий и ту славу, что должна открыться, увещаю старейшин среди вас: пасите Божье стадо, вверенное вам, не по принуждению, а охотно, не из любви к нечестной прибыли, а из усердия, не господствуя над Божьим наследственным владением, а подавая пример стаду. И когда явится главный пастырь, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-4).

Притча о «верном рабе» в изложении евангелиста Луки (см. Лк. 12:41-48), которое почти никогда не приводится в публикациях, ясно показывает, что «верный управляющий» - это тот, кто служит другим в собрании. Так, например, в Тит. 1:9 старейшины называются «Божьими управляющими». Несомненно, к таким «верным управляющим» относятся и те, о ком говорится в Эф 4:11-14. Совсем необязательно, что под «верным управляющим» Иисус в своей назидательной притче подразумевал духовный административный орган. В его словах видна простая и важная для всех без исключения христиан, мысль о необходимости бодрствования и выполнения воли Господа.  Общество часто цитирует притчу о «рабе» в изложении евангелиста Матфея, так как она записана в 24 главе, относящейся ко времени конца. Однако в евангелии от Луки она изложена в более развернутой форме и приведена в связь с притчей о людях, ждущих своего господина со свадьбы и готовых открыть ему дверь (см. Лук. 12:35-40). Эти притчи очень похожи по внутреннему содержанию и призыву. Если мы столь буквально понимаем притчу о «верном управляющем», то почему бы не попробовать в таком же ключе понять и притчу о ждущих слугах? Если притча в изложении Матфея может быть интерпретирована как пророческая, то согласно евангелию от Луки она носит нравственно-назидательный характер. Поэтому слова притчи необходимо рассматривать в контексте обоих евангелий. Более того, разговор, записанный у Луки, во время которого Иисус рассказал притчу о «верном управляющем», состоялся раньше, чем разговор на Масличной горе, записанный в 24 главе Матфея. Из этого следует, что когда Христос говорил слова о «верном и благоразумном рабе», записанные в Мат. 24:45-47, ученики уже знали ее смысл из более раннего разговора с Учителем.

Почему Общество в таком случае считает, что назначение верного раба над имуществом уже произошло? Вот ответ:

*** w04 1.3. с. 16 «Верный и благоразумный раб» выдерживает испытание! ***

«Было бы неразумно, к примеру, утверждать, что вознаграждение верного раба, осуждение глупых дев и наказание ленивого раба, который скрыл талант Господина, будет происходить, когда Иисус «придет» во время великого бедствия. Это означало бы, что в то время многие из помазанников будут найдены неверными и потребуется замена. Однако Откровение 7:3 показывает, что все помазанные рабы Христа к тому времени будут навсегда запечатлены».

Другими словами Общество, очевидно, хочет сказать, что как следует из Мат. 24:45-51 и Лк. 12:42-48, в то время когда «раб» будет признан верным и получит свою награду, найдутся и те неверные, которые окажутся «злым рабом». Следовательно, запечатление 144 000, которое произойдет во время великого бедствия, не может состояться пока «верный раб» не будет назначен над всем «имением», поэтому это назначение должно произойти до великой скорби.

Однако у этой линии доказательств есть явное противоречие с Писанием. В Мат. 24:21, 23-28 ясно говорится о том, что на ранних этапах великого бедствия будут предприниматься попытки «если возможно, ввести в заблуждение и избранных», то есть помазанников, членов класса «верного раба» (Мат. 24:24, Мк. 13:22). Слова Христа указывают на то, что отсев «избранных» будет происходить до самого конца: «Но кто выстоит до конца, тот спасётся» (Мат. 24:13). И только во время самого явления Христа ангелы соберут выстоявших до конца избранных (Мат. 24:31). Запечатление подразумевает спасение, а так как вплоть до самого конца «избранные» могут быть прельщены и не выстоять, запечатление произойдет перед самым апогеем откровения Иисуса Христа. В действительности же в Отк. 7:3 говорится о том же: ангелы удерживают четыре ветра уничтожения до того, как последний из 144 000 будет запечатлен. Ясно, что момент отпускания «четырех ветров» это и есть апогей великого бедствия. Учитывая все это можно с уверенностью сказать, что окончательная проверка «управляющего» должна состояться во время великого бедствия, а не до него.

Аргументы Общества кажутся еще более странными и в силу того, что согласно учению самого «верного раба» в случае неверности  помазанников его место занимает верный христианин из «великого множества». Почему такая замена теоретически не могла бы произойти перед запечатлением? Стоит отметить, что учение о замене не библейское. Нет ни одного стиха указывающего не необходимость такого действия со стороны Бога. Это учение является следствием буквального толкования 144 000 (об этом более подробно говорится здесь).

Когда усомнившиеся братья начинают говорить со старейшинами о догматических ошибках и предсказаниях «верного раба»,  они, как правило, говорят, что за все это сам «раб» и ответит, и что на нас, соответственно, никакой ответственности нет, так как нас так научили. «Раб» будет отвечать за то, во что мы верим. Братья, кажется, забыли, что «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Такой подход отражает очень опасную для христианства мысль о ветхозаветном принципе богообщения, который предполагает наличие человеческого посредника между верующим и Богом. Возможно, кто-то очень удивится такой мысли, ведь у нас СИ нет таких посредников. В действительности, к сожалению это не совсем так. Откровенно говоря, когда мы утверждаем, что за нас будет отвечать кто-то другой, в данном случае «верный раб», мы тем самым показываем, что имеем посредника. Мы не можем самостоятельно определить свое отношение по многим вопросам, о которых в Писании ничего не говорится, без указания от «верного раба». Такая система показывает, что за нас решает круг лиц, наших братьев, считающих, что Иегова открывает им понимание истины. Иметь, непосредственно избранного Богом, посредника было бы счастьем, но эти времена прошли, эпоха ветхозаветного богообщения ушла в прошлое. Христос дал апостолам огромную власть, но, не смотря на это, они не брали верх над верой братьев и сестер. Они не решали важные вопросы веры за закрытыми дверями. Хотя в публикациях Общества иерусалимский совет апостолов и старейшин изображается как закрытое совещание  небольшой группы мужчин, в 15 главе книги Деяний говорится о том, что все иерусалимское собрание христиан принимало участие в обсуждении важного вопроса об обрезании (см. Деян. 15:4, 5, 12, 22). Из стиха 6 может показаться, что при вынесении окончательного решения присутствовали только апостолы и пресвитеры. Однако стих 12 указывает на то, что там находились также и все члены церкви. В греческом подлиннике в этом стихе употребляется слово «plethos», означающее «множество, многочисленное собрание» (в ПНМ «присутствующие»), которое в книге Деяний всегда означает большую группу людей (ср. Деян 2:6; 4:32; 5:14; 5:16; 6:2;  14:1; 19:9; 21:36). Очевидно, что небольшую группу мужчин, состоящую только из 12 апостолов и старейшин никак нельзя назвать «многочисленным собранием». В Деян. 21:18 так же рассказывается о важном собрании, которое касалось дела, затрагивающее всех иерусалимских христиан. Автор Деяний отмечает: «Там собрались все старейшины», а не закрытая группа из 10 человек. Из этих отрывков видно, что важные вопросы решались на общих собраниях и проходили при участии большего количества духовных христиан. Пример из Деян 6:1-3 также показывает то, каким образом апостолы принимали важные решения. Вместо того чтобы самостоятельно избрать ответственных братьев, они гласно обратились к множеству учеников:

«Тогда двенадцать, созвав к себе множество учеников, сказали: «Не годится нам оставлять слово Бога, чтобы раздавать пищу по столам. Поэтому, братья, выберите от себя семь человек проверенных, исполненных духа и мудрости, чтобы нам назначить их для этого необходимого дела»

Сегодня, когда кто-то в собрании начинает говорить о неприятии некоторых моментов в учении «верного раба» как тут же такого христианина начинают подозревать в отступничестве и откровенно не понимать. И это при всем том, что официально «верный раб» не считает себя вдохновленным Богом пророком, но при этом называет себя единственным каналом, через который Иегова открывает истины. Это ли не парадоксально?

Обратите внимание на то, какие перемены в богообщении ожидали людей, состоящих в Новом Завете:

«И уже не будут учить каждый своего ближнего и каждый своего брата, говоря: „Познайте Иегову!“ - так как все они будут знать меня, от самого малого до самого великого,- говорит Иегова.- Я прощу их беззаконие и грехов их больше не вспомню» (Иер. 31:34).

Одно из отличий Нового Завета состоит в том, что во время его действия не потребуется постоянных напоминаний со стороны священников и пророков о необходимости познавать Господа и Его святую волю, как это требовалось в ветхозаветное время. Тогда все будут знать Господа и стремиться исполнять Его волю (ср. Ис 54:13; Ин 6:45; 1 Ин 2:20, 27).

Иметь смиренного и духовного пастыря, будь то старейшину или просто брата, который бы из любви мог указать на ошибки или поддержать, огромное благословение. Иметь рядом такого «верного управляющего» мечта многих христиан. Библия прекрасно отзывается о тех, кто пасет, таким образом, «Божье стадо». Ни одна организация не может существовать без руководства, это факт. Но Писание, во-первых, говорит, «не многие становитесь учителями» (Иак. 3:1), во-вторых, «не господствуйте над Божьим владением» (1 Пет. 5:3) и, в-третьих, «не господствуй над верой» (2 Кор. 1:24). Итак, может ли «раб» быть верным и благоразумным, если будет господствовать над верой братьев, указывая им, вопреки их совести и пониманию, на то, как Иегова относиться к тем или иным вопросам, о которых в Библии ничего прямо не сказано? И за несогласие с официальной позицией, которая может быть вскоре изменена, и вовсе оказаться абсурдной, как это было в случае с пересадкой органов, которая до начала 80-х считалась  формой каннибализма, «верный раб» посчитает братьев отступниками и исключит их из собрания.

В заключении рассмотрения этой темы хочется коснуться вопроса, над которым думающие братья и сестры задаются уже долгое время: если, как учит Общество, все помазанные христиане составляют класс «верного и благоразумного раба», то почему лишь некоторые из них, а точнее, как правило, только члены Главного управления в Бруклине, имеют отношение к надзору и раздаче духовной пищи? Общество отвечает, что и в I веке не все помазанные христиане были наделены властью и одинаковыми полномочиями по надзору. Да, это правда, однако эта аналогия вряд ли приемлема, так как в отличие от наших дней, в I веке не люди, а сам Христос видимым образом через святой дух избирал ответственных братьев для надзора (Ср. Эф. 4:11, 1 Кор. 14:28, Деян. 13:1,2). Даже имеющие власть апостолы, проявив смирение, позволили Богу через жребий, а не самолично определить Матфия на апостольское служение вместо Иуды (Деян. 1:23-26). Сегодня это невозможно, следовательно, в Организации должны существовать более прозрачные и логичные механизмы избрания представителей класса «верного и благоразумного раба».

В последнее время в публикациях все чаще говорится о том, что РС является представителем класса «верного и благоразумного раба». Поскольку представительства, как такового нет, по сути, получается, что РС и есть фактический «верный и благоразумный раб». Избрание новых членов РС осуществляется исключительно самим РС. Таким образом, вся власть над международным собранием СИ принадлежит группе самоизбранных братьев. Власть нашего РС объясняется неверной интерпретацией сути Иерусалимского совета апостолов и старейшин, который в публикациях именуется Руководящим Советом. В связи с этим библейский комментатор МакДональд в своей книге «Комментарии к НЗ» в разделе «Автономия поместной церкви» пишет:

«На первый взгляд совещание в Иерусалиме может показаться чем-то вроде Высшего церковного совета. Но факты противоречат этому. Каждая поместная община верующих на заре христианства была автономной, то есть самоуправляющейся. Не существовало объединения церквей с централизованной системой управления. Не было конфессий, а следовательно, и конфессиональных центров. Каждая поместная церковь была ответственна непосредственно перед Господом. Это отражено в Откровении 1,13, где мы видим Господа стоящим посреди семи золотых светильников, которые представляют семь церквей Азии. Суть этого откровения в том, что между отдельными церквами и Высшим Главой Церкви нет никаких органов управления. Каждой церковью управляет непосредственно Он. Почему так важна автономия? Во-первых, она препятствует распространению заблуждений. Когда церкви свя заны друг с другом и находятся под единым контролем, силы либерализма, рационализма и вероотступничества могут завоевать их все, захватив лишь центральные органы управления и учебные центры данной конфессии. Когда церкви независимы, враг вынужден вести борьбу против множества отдельных групп. Во-вторых, автономия поместных церквей действует как важный защитный фактор, если у власти находится враждебное церкви правительство. Когда Церкви объединены, тоталитарное государство имеет возможность контролировать их все, обеспечив контроль над немногочисленными руководителями центральных органов. Когда же церковь отказывается признать над собой какую бы то ни было централизованную власть, она легко может уйти в подполье в тяжелые времена. Сегодня многие государства, как демократические, так и с диктаторским формой правления пытаются объединить маленькие независимые церкви. Они утверждают, что предпочитают иметь дело не с большим количеством поместных общин, а с центральным органом, который их представляет. Демократические государства пытаются способствовать возникновению таких союзов, предоставляя им льготы и преимущества. Другие государства пытаются принудить церкви к объединению указами, как это сделал Гитлер во время Третьего рейха. В любом случае церкви, которые поддаются этому давлению, теряют библейский характер, а также способность сопротивляться попыткам модернизации и тайно продолжать свою деятельность в период преследований. Некоторые могут возразить, ссылаясь на Деяния, что в действительности церкви имели центральный орган управления, а именно - только что рассмотренное нами совещание в Иерусалиме. Однако тщательное изучение этого отрывка покажет, что совет в Иерусалиме не был неким официальным органом, наделенным властью. Это было просто собрание апостолов и пресвитеров, действующее как совещательный орган. Верующих из Антиохии не вызывали на совещание, они сами решили пойти посоветоваться с братьями из Иерусалима. Решение совещания не было обязательным для церквей; оно предложено лишь в качестве единого мнения данной группы верующих. История Церкви говорит сама за себя. Где бы ни создавалось объединение церквей под единым руководством, это неизбежно ускоряло их упадок. Наиболее чистое свидетельство о Боге сохраняют церкви, свободные от внешнего человеческого господства».

Парадоксальность учения о "классе верного и благоразумного раба" хорошо показывает эта цитата из СтБ:

                           *** w92 15.7. с. 12-13 абз. 19 Христос возненавидел беззаконие - а ты? ***

"Те, кто принадлежит к «верному и благоразумному рабу», как отдельные личности являются несовершенными людьми (Матфея 24:45-47). Но этот класс является верным и благоразумным".

Такое утверждение очень похоже по своему содержанию на католическое учение о непогрешимости папы римского в принятии вероучительных и нравственных вопросов. Как Глава Церкви он безошибочен, но как и все люди, грешен и несовершенен. В нашем же случае утверждается, что, по отдельности, члены класса раба - несовершенные люди, но вместе, они "верны и благоразумны" как класс. Однако такие заявления на самом деле лишены основания. История Организации знает далеко не один случай, когда это класс поступал не благоразумно и не мудро. Фактически классом верного раба на протяжении истории Организации были довольно немногие ее члены. То есть, все решения принимались ограниченным кругом лиц от имени этого класса. Однако все они, естественно, были несовершенными людьми, допускающими ошибки.  Только при одном условии данное утверждение может оказаться верным: если деятельностью класса раба непосредственно руководит святой дух Бога. Однако РС признает, что не получает понимание истин через непосредственное водительство духа.

Вопрос лояльности РС, таким образом, может рассматриваться только в контексте послушания церковным властям, а не с точки зрения отношения к уникальному Божьему каналу . Любая организация, состоящая из большего количества людей, предполагает определенную власть над ее членами. Это совершенно нормально и в разумной степени способствует единству. Однако в публикациях вопрос ставится именно с точки зрения отношения к назначенному Богом каналу. Но это просто неразумно, так как доказать избрание, помазание и назначения Раба над всем имуществом, сегодня невозможно.

Все сравнения Организации с I веком и способом управления апостольской Церковью несостоятельны. В I веке н.э. теократия была по существу божественной и засвидетельствована разными дарами духа и истинным помазанием. Сегодня же мы в Организации наблюдаем самопровозглашенную теократию. Говоря откровенно, представитель класса верного раба, то есть РС, был сформирован без какого бы то ни было участия со стороны всемирного братства, а последующие президенты Общества Нейтан Норр и Фредерик Френц, определялись близостью к брату Рутерфорду.
        






Свидетели Иеговы
феномен, секта или
Божья организация?
• Главная
• Библиотека
• О Вефиле
• Контакты
• Ссылки
Парадокс "верного и благоразумного раба"


Сайт управляется системой uCoz